2017 январь 30

Как используют «БЛОКИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ» в аукционах.

 

В большинстве наших публикаций можно встретить обсуждение проблемы включения в аукционные документации, в состав объектов закупки "блокирующих позиций" товара и активное использование данного механизма недобросовестными государственными заказчиками вместе с «желанными» поставщиками с целью ограничения круга лиц, имеющих возможность принять участие в закупке. 

В статье «БОРЬБА С «БЛОКИРУЮЩИМИ» ПОЗИЦИЯМИ» (http://netotkatam.ru/czarticle43) мы попытались дать словесное определение «блокирующих» позиций» и вкратце описали их основные признаки.

Не вызывает никаких сомнений противозаконность включения Заказчиком «блокирующих» позиций товара в состав объектов закупки и возникающее в результате этого недобросовестное ограничение конкуренции, точнее её полное исключение при реализации государственного заказа. Напомним, что схема нарушения заключается в том, что Заказчик, при проведении закупочной процедуры, включает в описание товара его уникальные характеристики, свойственные только продукции единственного производителя (и, как правило, единственного в регионе поставщика-дилера соответствующего производителя) и совершенно не влияющие на её качество, технические и функциональные свойства. Таким образом, поставить этот товар и подать заявку на участие в аукционе имеет возможность только «желанный» поставщик. Заинтересованный участник, в свою очередь, делает «апгрейд» данной схемы и, с целью минимизации риска быть уличенным в противоправных действиях, организует подачу заявок на аукцион от нескольких, подконтрольных ему юридических лиц, которые в последствии, при проведении аукциона, создают видимость торгов (конкуренции) и, соответственно, как правило, с минимальным понижением (0,5-2,5 %), аукцион выигрывает нужный и «желанный» поставщик. Следует добавить, что даже если в составе объекта закупки содержится 100 позиций однородных товаров, включение туда одной уникальной, «прописанной» под «желанного» поставщика позиции блокирует возможность участия всех остальных потенциальных поставщиков и делает последнего стопроцентным фаворитом закупки. Это происходит из-за того, что участник, победивший в торгах должен произвести поставку всего объема продукции, соответствующей описанию, содержащемуся в аукционной документации. Отсюда, логично, следует и название явления «блокирующие» позиции товара.
Использование описанного выше нелегального инструмента лоббирования «нужного» поставщика присутствует более чем в половине всех государственных закупок, то есть носит глобальный характер и создает соблазн коррупционных проявлений со стороны определенных должностных лиц, ответственных за составление технических заданий в конкурсных документациях, которыми последние, как правило, не брезгуют.
Естественно, следуя своим уставным целям, наша общественная организация борется с присутствием в составе конкурсных документаций государственного заказа «блокирующих» позиций и это даже иногда удается, однако, случаи, когда УФАС прислушивается к нашим жалобам и выносит правильные законные решения по данному вопросу единичны. В обосновании признания необоснованности поступающих жалоб часто приходится слышать: «А что мешает другим поставщикам закупить продукцию у данного производителя и принять участие в аукционе?».
А вот что.
Рассмотрим ситуацию на примере изделий медицинского назначения, основным и чуть ли не единственным покупателем (не нужно путать с «потребителем») которой являются государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения и реализация которых производителями и их поставщиками осуществляется преимущественно в рамках участия в государственных торгах.
Во-первых, совершенно естественно, что производственное предприятие осуществляет реализацию производимой продукции либо через своих дилеров в каждом регионе (что бывает намного чаще) либо через собственные торговые подразделения (реже). Таким образом, в любом случае, даже если и имеется возможность приобрести конкретную продукцию данного производителя у дилера, то закупочная цена на неё будет равна цене реализации дилера, который, ввиду наличия в составе объекта закупки «прописанной» под него «блокирующей позиции», обязательно примет участие в данной закупке и, естественно, имея свой дилерский запас моржи, предложит меньшее ценовое предложение и выиграет аукцион.
Во-вторых, производитель (дилер) «прописанной» в аукционной документации «блокирующей» позиции Товара просто откажется Вам её продать. Вы скажете: «Зачем ему это? Зачем терять заработок и выгоду?». В ответ мы вынуждены сообщить, что на практике именно так и происходит. И связано это, как раз, с тем, что производитель, дабы не нести большие затраты на переоборудование производства и разработку уникальных видов медицинских товаров, из всей совокупности своей номенклатуры налаживает производство одного вида продукции, отличающейся от аналогов на рынке. Остальные по своим характеристикам и свойствам не отличаются от продукции конкурентов, за исключением фирменного наименования. «Блокирующая» позиция в аукционной документации часто составляет не более 5-ти процентов от общего объема закупаемого в рамках одной закупки товара. Таким образом, если бы имелась возможность свободной покупки «блокирующей» позиции товара, в «прописанной» закупочной процедуре мог бы принять участие конкурент с предложением поставки продукции своего производителя, добавив приобретенную «блокирующую» позицию. Тем самым, «желанный» поставщик продавший товар, подпадающий под описание «блокирующей» позиции конкуренту, лишается возможности реализовать остальной объем собственной продукции по начальной максимальной цене, установленной в документации, более того, он может вообще не выиграть аукцион ввиду более конкурентной цены на остальную закупаемую продукцию у других участников аукциона.
Итак, распространенная схема использования «блокирующих» позиций товара строится на взаимодействии коррумпированных должностных лиц и недобросовестных поставщиков. Вторые налаживают производство нестандартных товаров и исключают возможность их свободного распространения, а первые просто включают эти товары в состав аукционной документации.
И опять, логичным станет вопрос: «А сможет ли производитель проконтролировать всех своих дилеров и их покупателей, а так же цели, для которых последние приобретают ту или иную продукцию?». Действительно, это сложная задача, однако, и здесь предприимчивые производители изделий медицинского назначения нашли выход, а какой, Вы можете узнать из содержания письма, адресованного одним их крупнейших производителей медицинских дезинфицирующих средств своим дилерам, копию которого мы публикуем в качестве превью к настоящей публикации.
Возможно, что мы совершаем ошибку и даем производителям, которые еще «не в теме» подсказку, как «лучше организовать реализацию своей продукции». Однако, основная цель данной статьи обратить внимание на проблему «блокирующих» позиций товара в аукционных документациях правоприменительных и правоохранительных органов с тем, чтобы была разработана методика борьбы с данным негативным явлением, закреплен алгоритм доказывания правонарушения, внесены соответствующие изменения в правила описания объектов закупки.
Мы, со своей стороны, готовы принять активное участие и оказать посильное содействие в указанных разработках.

 

НЕ БУДЬТЕ РАВНОДУШНЫМИ,

делайте репосты, ставьте лайки, что бы об этом знали как можно больше людей.

Присоединяйся к нашей команде.
http://netotkatam.ru
http://vk.com/netotkatam

http://ok.ru/netotkatam
fb.me/netotkatam


 

 

1123
1
188

Добавить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь