Наши достижения по закупке №0354100006417000087 - Закупка перчаток

Причина нарушения

1. 30.03.2017 г., на сайте ЕИС в сфере закупок было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 30.03.2017 № 0354100006417000087, согласно которого дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе – 06.04.2017 г., 09.00. ч. Такая же дата окончания подачи заявок установлена и в Документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 04.05.2013 г. № 44-ФЗ (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Закон № 44-ФЗ не предусматривает порядка исчисления установленных им сроков. Вместе с тем законодательство РФ о контрактной системе основывается на положениях в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Поэтому к исчислению таких сроков применимы положения главы 11 ГК РФ.

Согласно ст. 190ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Статьей 191ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Применительно к ч. 2 ст. 63Закона № 44-ФЗ это означает, что течение семидневного срока началось на следующий день после даты размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона. Следовательно, 06 апреля 2017 года является последним (седьмым) днем этого срока. Исходя из буквального прочтения формулировки ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ, дата окончания срока подачи заявок должна следовать после последнего дня упомянутого семидневного срока (то есть приходиться на 8-й день). В данной же ситуации Вы, фактически, установили срок подачи заявок равным не семи, а шести календарным дням.

2. В п.п. 3.1.; 3.2. Информационной карты Документации установлено, что "Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 29.03.2017 г.; Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений: 05.04.2017 г."

Поскольку дата размещения в ЕИС в сфере закупок извещения о проведении электронного аукциона – 30.03.2017 г., участники, соответственно, не могли подать запросы на разъяснения 29.03.2017 г., так как информация о закупке и Документация для ознакомления еще не была доступна.

Более того, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, если запрос на разъяснение положений Документации поступит 04.04.2017 г., внести изменения в Документацию будет невозможно, поскольку до окончания подачи заявок (06.04.2017 г.) останется один день.

3. В соответствии со ст. 6, ч. 2 ст. 8, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 04.05.2013 г. № 44-ФЗ (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ), ч. 1. ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, при осуществлении государственных закупок товаров и услуг для государственных нужд запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 , Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 04.05.2013 г. № 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер и в него не должны включаться требования или указания к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, при описании объект закупки Заказчик должен руководствоваться правилом использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Министерство Экономического развития РФ, в своем Письме № Д28и-2118 от 17.08.2016 г. сообщает о том, что «если заказчик сужает значения показателей в пределах, установленных соответствующими ГОСТами, в документации о закупке так же должно содержаться обоснование необходимости использования таких показателей.

Часть 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ закрепляет, что под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства.

В опубликованной Документации содержится ряд положений, которые требуют изменений и разъяснений, с учетом применения указанных выше норм закона.

1. В 1-2 позициях Товара, описанного в Разделе II Документации «Описание объекта закупки», установлено требование, что «упаковка перчаток обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для исключения контакта рук персонала с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки» и «в упаковке не менее 25 пар перчаток».

Предъявленные к упаковке требования ограничивают круг участников размещения заказа, поскольку данное требование не влияет на качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара. Данные требования являются необоснованными, так как сами перчатки являются нестерильными, их использование не меняет показания для проведения гигиены рук и не заменяет такие меры как гигиеническая антисептика рук или мытье рук мылом и водой, за счет которых и обеспечивается предотвращение контаминации перчаток. От упаковки и способа укладки медицинские перчатки не приобретают новые свойства и остаются нестерильными.

Тем самым установлены требования к упаковке товара, не влияющие на его качество, технические и функциональные характеристики, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Полностью аналогично, в данной ситуации, можно сказать и относительно установления количества штук перчаток в одной упаковке – 25 шт. На рынке данной продукции существуют производители, фасующие перчатки и по 35 шт. и по 15 шт. Однако, стандартными являются упаковки, содержащие 50 либо 100 штук перчаток.

Устанавливая данное требование, существенно ограничивается круг участников, которые могут принять участие в данной закупочной процедуре, однако, какого-либо дополнительного функционального достоинства закупаемой продукции не возникает.

Данное мнение подтверждается, например, Решением УФАС по Калининградской области от 23.10.2012 № ГЗ-272/2012, Решением УФАС по Брянской области от 03.02.2017 г. по делу № 22 (http://netotkatam.ru/czarticle49), Решением УФАС по Курской области по делу № 37/2017 от 16 марта 2017 года (http://zakupki.gov.ru/controls/documentComplaintDownload?documentId=3940079).

Все данные решения органов ФАС России четко разъясняют, что «требование к упаковке закупаемого товара не влияет на его рабочие характеристики и качество оказания медицинской помощи и не характеризует фактическую потребность заказчика, которая может быть представлена более широким диапазоном значений».

2.В 7 позиции Товара, описанного в Разделе II Документации «Описание объекта закупки», установлено требование, что «структура перчатки многослойная, содержит антисептик (хлоргексидин или эквивалент) для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающей инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток» - «наличие».

ГОСТ Р 52238-2004 не содержат каких-либо требований к перчаткам, которые бы определяли их функциональные свойства в виде непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающей инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток (назначение хирургических перчаток - для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций (часть 1 ГОСТ Р 52239-2004 «Область применения).

Следовательно, установленная характеристика многослойности и содержания антисептика (хлоргексидин или эквивалент) для непрерывной антисептической обработки кожи рук, приводит к закупке товара, который имеет избыточные потребительские свойства. Что нарушает положения ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ. Одновременно, это в разы увеличивает стоимость закупаемых перчаток.

Согласно пункту 15.20 главы 15 части I того же СанПиН, «для ухода за кожей рук используются смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи». То есть, данные средства так же должны закупаться ЛПУ в целях ухода за кожей рук.

Обоснованность изложенной в настоящем пункте позиции подтверждается мнением антимонопольных органов, которое, например, выражено в решении УФАС по Орловской области по делу № 430-16/03 ТЖ от 17.11.2016 г. (http://netotkatam.ru/czarticle43), Решением УФАС по Брянской области по делу № 22 от 03.02.2017 г. (http://zakupki.gov.ru/controls/documentComplaintDownload?documentId=3922831), Решением УФАС по Курской области по делу № 37/2017 от 16 марта 2017 года (http://zakupki.gov.ru/controls/documentComplaintDownload?documentId=3940079).

3.В позициях 1-6 Товара, описанного в Разделе II Документации «Описание объекта закупки», установлено требование к отделке, к исполнению манжеты перчатки: «Валикообразная манжета (в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004)» - «наличие».

Причем, в позициях 7-8 данная характеристика не имеет никакого значения.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, в первую очередь, о том, что использование в описании объекта закупки такой характеристики отделки, как «валикообразная манжета» (а в ГОСТах Р 52239-2004 и ИСО 11193-2-2009 она, вообще, отсутствует), применяется только с целью установления совокупности признаков закупаемой продукции, присущих товару единственного производителя, с целью исключения возможности предложения к поставке аналогичных товаров других товарных знаков. Подобные действия содержат признаки ряда административных правонарушений, описанных в КоАП РФ, приводят к ограничению конкуренции при государственной закупке и допускают неэффективное расходование бюджетных средств.

4. В позициях 4-6 Товара, описанного в Разделе II Документации «Описание объекта закупки», установлено нестандартное требование к одинарной толщине перчатки (в области ладони) – «не менее 0,25 мм».

В соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 (Таблица 2 «Размеры и допустимые отклонения), толщина перчатки в центре ладони для гладкой поверхности должна быть не более 0,22 мм.

Вы же в Документации устанавливаете минимальный показатель толщины перчатки уже больше, чем, предусмотрено в ГОСТе. Обоснование данного показателя в аукционной Документации отсутствует.

Далее, в позициях 7-8 Товара, описанного в Разделе II Документации «Описание объекта закупки», закреплено значение минимальной толщины перчатки на уровне «не менее 0,21 мм». Установление данного показателя аргументируется, в том числе, необходимостью обеспечения тактильной чувствительности.

Это выглядит очень противоречиво, поскольку минимальный размер толщины хирургической перчатки, предусмотренный ГОСТом Р 52238-2004, может быть равен 0,10 мм. и, соответственно, он обеспечивает максимальную тактильную чувствительность. Установление толщины хирургической перчатки на уровне 0,25 (в два с половиной раза больше минимального), в совокупности с возможностью участника предложить перчатки толще, без ограничения пределов, уж точно, тактильную чувствительность медицинских специалистов обеспечить не сможет, скорее, наоборот.

Логическое обоснование сужения показателей толщины перчаток, предусмотренных ГОСТами в Описании объекта закупки отсутствует, что является прямым нарушением положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Наша работа

Направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации.

Окончательный результат

В Документацию об аукционе внесены изменения с учетом всех пунктов запроса на разъяснения.

Предотвращено расточительство 118 300 руб. бюджетных средств

Общественный контроль

111
1
6