Наши достижения по закупке №0116200007917008934 - Поставка медицинских перчаток

Причина нарушения

1. В 1 позиции Товара, описанного в части II Документации об аукционе, в наименовании товара указано: "Перчатки смотровые нитриловые неопудренные" (ссылка на ГОСТ отсутствует). Материал изготовления данных перчаток в характеристиках, так же, не указан.

В национальной системе стандартизации имеется наименование «Перчатки медицинские диагностические нитрильные» (ГОСТ 32337-2013), иные подобные наименования отсутствуют.

Так же, в ГОСТ 32337-2013 имеется таблица возможных размеров перчаток медицинских, диагностических нитрильных, согласно которой их размеры могут быть от 6 до 9 (п. 7.4. «Размеры»). Маркировка размеров «S» и «M» для данных перчаток, и каким параметрам длины и ширины перчатки они должны соответствовать, в ГОСТ 32337-2013 отсутствуют, так же они отсутствуют и Аукционной документации, что не позволяет определить, какого именно, размера перчатки закупаются Заказчиком (если имеются в виду перчатки медицинские диагностические нитрильные по ГОСТ 32337-2013).

Если же, Заказчик имеет в виду ГОСТ Р 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые», то, в данном ГОСТе предусмотрено четыре вида отделки перчаток:

а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;

б) гладкая поверхность;

в) опудренная поверхность;

г) поверхность без опудривания (п. 3.3. «Отделка»).

То есть, Заказчик, в первом пункте сужает значение показателя отделки только характеристикой «текстурированные», причем не поясняет, по всей поверхности они должны быть текстурированными или в какой-либо части. И обоснование необходимости установления именно данного показателя характеристики «Отделка» перчаток в Аукционной документации отсутствует, что нарушает положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и разъяснительного письма Министерства Экономического развития РФ № Д28и-2118 от 17.08.2016 г.

Так же, если имеется в виду ГОСТ Р 52239-2004, Заказчик существенно сужает показатели характеристик длины, толщины в области пальцев и в области ладони перчатки. Длина установлена «не менее 270 мм», тогда как в ГОСТ 52239-2004 она установлена не менее 230 мм, «толщина на пальцах» - «не более 0,18» (в ГОСТ 52239-2004 данный параметр должен составлять не менее 0,11 мм), «толщина на ладонной части» - более 0,10 (согласно ГОСТа, для текстурированной поверхности, данный показатель не может составлять более 0,12 мм.). То есть, для ладонной части перчатки Заказчик устанавливает возможность поставки товара с характеристикой, превышающей её значение, закрепленное в ГОСТе и никак не обосновывает установление данной возможности.

Далее, в описании первой позиции товара, в ч. II Аукционной документации, Заказчик устанавливает требование о внутреннем антибактериальном покрытии, которое так же отсутствует как в ГОСТ 32337-2013, так и в ГОСТ Р 52239-2004. Перечень веществ, которые могут быть использованы в качестве данного покрытия в Аукционной документации отсутствует. То есть, Заказчик использует не предусмотренные национальной системой стандартизации показатели характеристик закупаемого товара и не обосновывает и не разъясняет необходимость их использования.

Обратим внимание, что речь идет о нестерильныхсмотровых перчатках. То есть, при использовании данных перчаток медицинский работник не производит хирургических вмешательств в организм пациента, он просто может дотрагиваться до определенных частей тела, как правило, без использования медицинского инструментария. Поэтому, такая характеристика, как антибактериальное покрытие для данного вида товара является избыточной, и, одновременно, повышает его закупочную стоимость. В связи с чем, налицо нарушение ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

В целях соблюдения положений ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (показатели товара должны позволять определить соответствие товара требованиям Заказчика) и п. 2 ч. 1 ст. 33 данного нормативного акта,  Заказчик обязан указать в Документации об аукционе, каким национальным стандартам должен соответствовать товар, указанный в позиции 1 Описания объекта закупки и корректно изложить его наименование и характеристики. Тем самым, одновременно будут устранены нарушения правил описания объекта закупки, закрепленных в ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

2.В позиции Товара 2 «Описания объекта закупки» наименование объекта закупки» (в Аукционной документации данная позиция пронумерована так же как и предыдущая – «1» - видимо опечатка) звучит как «Перчатки смотровые гибридные нестерильные неопудренные». Описание характеристики «гибридные» не содержится ни в одном из документов национальной системы стандартизации. В Аукционной документации оно так же отсутствует, что, при отсутствии в Аукционной документации разъяснений значения данного показателя нарушает положения ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и не дает возможности определить, что именно необходимо приобрести Заказчику.

Далее, в составе материала, из которого должны быть изготовлены данные перчатки, указан нитрил и ссылка на ГОСТ в описании отсутствует, что, как и в предыдущем случае, не позволяет определить параметры маркировки требуемых размеров «S» и «М».

Параметр «текстурирована» так же, как и в предыдущем случае не разъяснен (по всей поверхности или на определенных частях). И не обосновано сужение данного параметра по сравнению с характеристиками, указанными в ГОСТах.

Параметры размеров, так же как и в первой позиции, сужены, по сравнению с ГОСТами, обоснований этого в Аукционной документации нет.

Заказчик обязан внести изменения в описание данной позиции товара, исключив нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

3.В позиции 2 Товара, в наименовании закупаемой продукции, Заказчик указывает «Перчатки смотровые нитриловые с протеинами шелка». Подобное наименование полностью исключает возможность идентифицировать, что именно требуется Заказчику. Во-первых, опять же, параметр «нитриловые» не позволяет определить ГОСТ, которому они должны соответствовать. Дополнительно, транслированный в характеристики показатель «с протеинами шелка» отсутствует и не соответствует существующим в России ГОСТам на перчатки. Данная характеристика отсутствует в ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые», в котором сказано, что «для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.

Использование какой-либо обработки внутренней поверхности (в том числе, протеинамаи шелка) для обеспечения ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи данным документом стандартизации, вообще, не предусмотрено.

Так же ГОСТ Р 52239-2004 не содержит каких-либо требований к перчаткам, которые бы определяли их функциональные свойства в виде ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи (назначение данных перчаток - проведение медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также использование при работе с зараженными медицинскими материалами (часть 1 ГОСТ Р 52239-2004 «Область применения).

Следовательно, установленная характеристика, обработки поверхности протеинами шелка, с целью ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи рук, приводит к закупке товара, который имеет избыточные потребительские свойства. Что нарушает положения ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

Данная позиция, дополнительно, подтверждается тем, согласно пункта 3.23 главы III части II СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», «Медицинский персонал, имеющий повреждения кожи, отстраняется от работы и направляется на обследование и лечение.» Соответственно, персонал имеющий повреждения кожи вообще не должен допускаться к работе.

Согласно пункту 15.20 главы 15 части I того же СанПиН, «для ухода за кожей рук используются смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи». То есть, данные средства так же должны закупаться ЛПУ в целях ухода за кожей рук.

Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Регистрацию медицинских изделий в России осуществляет РосЗдравНадзор факт регистрации каждого вида изделий подтверждается выдачей регистрационного удостоверения утвержденного образца, в котором, помимо их наименования, содержаться основные характеристики (в том числе, материалы изготовления).

Регистрационные удостоверения, разрешающие обращение на территории Российской Федерации перчаток медицинских смотровых с протеинами шелка, в реестре регистрационных удостоверений РосЗдравНадзора отсутствуют.

Следовательно, реализация на территории РФ перчаток смотровых с протеинами шелка запрещена.

Обоснованность изложенной  позиции подтверждается мнением антимонопольных органов, которое, например, выражено в решении УФАС по Орловской области по делу № 430-16/03 ТЖ от 17.11.2016 г. (http://netotkatam.ru/czarticle43)

Следует дополнить, что установление показателя данного товара «Упакованы в гигиенический диспенсер с предусмотренной возможностью его фиксации к вертикальной поверхности. Упаковка должна обеспечивать подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для исключения контакта рук персонала с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки» так же является нарушением правил описания объекта закупки, установленных Законом № 44-ФЗ.

Предъявленные к упаковке требования ограничивают круг участников размещения заказа, поскольку данный показатель не влияет на качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара. Данные требования являются необоснованными, поскольку сами перчатки являются нестерильными, их использование не меняет показания для проведения гигиены рук и не заменяет такие меры как гигиеническая антисептика рук или мытье рук мылом и водой, за счет которых и обеспечивается предотвращение контаминации перчаток. От упаковки и способа укладки медицинские перчатки не приобретают новые свойства и остаются нестерильными.

Таким образом, Заказчик установил требования к упаковке товара, не влияющие на его качество, технические и функциональные характеристики самого товара, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа и удорожание объекта закупки.

Данное мнение подтверждается, например, Решениями УФАС по Брянской области от 03.02.2017 г. по делам № 21 и № 22 (http://netotkatam.ru/czarticle49) , Решением УФАС по Калининградской области от 23.10.2012 № ГЗ-272/2012.

4.В позиции 4 закупаемого товара, Заказчик установил значение одинарной толщины манжеты перчатки – 0,24 мм. Параметр толщины, именно, манжеты перчаток не установлен ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые». Иные ГОСТы на хирургические перчатки в России отсутствуют. Обоснование установления именно такой толщины Заказчиком в Аукционной документации отсутствует, следовательно, нарушается, в том числе, правило ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которому Заказчик должен устанавливать минимальные и максимальные значения показателей. Обоснование того, что данный показатель должен соответствовать именно этому значению, и почему он не может изменяться, Заказчик в аукционной документации не представил.

Наша работа

В УФАС по Республике Саха (Якутия) подана жалоба на положения аукционной документации.

Окончательный результат

Общественный контроль

189
0
49